Отстаивания собственных интересов,

% от числа опрошенных

Способ отстаивания собственных интересов Наиболее результативные в нынешних условиях Использовались за последний год
Обращение в суд 17,2 6,6
Обращение в государственные и общественные организации 8,9 7,4
Участие в забастовках, митингах, демонстрациях 2,7 2,9
Использование личных связей и знакомств 32,5 18,5
Участие в деятельности профсоюзов 3,2 1,4
Участие в деятельности политических партий 1,2 0,4
Решение проблем с помощью вознаграждения 19,2 10,7
Не вижу никаких способов / Ни к каким способам не прибегал 22,3 65,2

Источник: Средний класс в Российском обществе. М., 1999. С. 205.

[217]

Опыт политического участия, накопленный населением Рос­сии в 90-е годы, во многом способствовал разочарованию значи­тельной его части во всякого рода обращениях, демонстрациях митингах, т. е. в коллективных формах участия. В этих услови­ях люди вынуждены делать ставку на такие традиционные (унас­ледованные от советского и имперского периода российской ис­тории) формы влияния на решение своих проблем, как личные связи и знакомства, а также «вознаграждение» должностных лиц, т. е. взятки.

Важным видом политического поведения является протест. Он может проявляться как в конвенциональных (обращения, демон­страции, митинги), так и в неконвенциональных (несанкциониро­ванные забастовки, бойкоты, блокада транспортных путей, захват зданий и т. д.) формах. В условиях социльно-экономической и по­литической стабильности эти формы политического участия рас­пространены в меньшей степени, чем голосование на выборах и участие в избирательных кампаниях (см. табл. 23 и 25). В условиях кризиса наблюдается резкое повышение удельного веса этих форм (например, в 1968 г. во Франции в разного рода акциях протеста участвовало более 10 млн человек). Следует отметить, что такие формы конвенционального политического участия, как обраще­ния, демонстрации и митинги могут использоваться и с целью протеста против политики правительства, и с целью ее поддержки. В начале и середине 90-х годов в России нередко в один и тот же день разные движения проводили массовые мероприятия противо­положной политической ориентации. Протест может проявляться и на выборах в формах голосования против всех кандидатов, голо­сования за тех кандидатов, которые выступают от имени оппози­ции, а также уклонения от участия в голосовании (абсентеизма).

Абсентеизм может быть выражением не только политического протеста, но и аполитичности (полного отсутствия интереса к по­литике). Электоральная статистика свидетельствует о том, что в среднем около трети населения России не участвует в выборах фе­дерального уровня (табл. 27).



Это почти столько же, сколько в США и Великобритании, т.е. не мешает нормальному функционированию системы представи­тельной демократии. Проблема не том, что абсентеисты существу­ют, а в том, что часть граждан время от времени переходит от форм политического участия к абсентеизму. Особенно это важно на региональных выборах, где во многих случаях требуется учас­тие всего 25% избирателей. Но и на общегосударственном уровне (на парламентских и президентских выборах) активизация абсен­теистов может привести к неожиданным результатам. В то же

[218]

Таблица 27 Участке населения России в выборах

Год Выборы % от числа избирателей
Верховного Совета России 64,2
Президента России 66,79
Депутатов Государственной Думы 54,81
То же 64,73
Президента России 69,81
Депутатов Государственной Думы 61,66
Президента России 68,74

Источники: Российские регионы накануне выборов-95. М., 1995; Выборы депу­татов Государственной Думы. 1995. Электоральная статистика. М., 1996. С.46; Вы­боры Президента Российской Федерации, 1996. Электоральная статистика. М., 1996. С. 40; Россия в поисках стратегии: общество и власть. М., 2000. С. 456.

время уход части активно настроенных граждан в разряд абсенте­истов может серьезно изменить ситуацию. Из-за недостаточного учета этого факта часто не оправдываются предвыборные социо­логические прогнозы и терпят поражение на выборах те кандида­ты, в чьем успехе было уверено большинство избирателей и ана­литиков. Все это порождает необходимость изучения мотивации участия и неучастия в политической жизни. Не меньшее значение имеет исследование мотивов голосования за партии и конкретных кандидатов.




otvet-na-statyu-likvidatorov-v-leipziger-volkszeitung583.html
otvet-narodnogo-komissariata-po-inostrannim-delam-rsfsr-po-povodu-predpolozhennogo-soziva-konferencii-na-princevih-ostrovah-ot-4-fevralya-1919-g.html
    PR.RU™